Автор: В. Холмогоров. Идательство: ПИТЕР |
МЕТА-определители. |
МЕТА-определители
- это элементы заголовков HTML-документов, несущие исключительно служебные функции.
Они не влияют на отображение web-страниц в броузере и не могут каким-либо образом
изменить их содержимое. По большому счету, МЕТА-определители описывают свойства
документа и потому зачастую игнорируются web-дизайнерами, совершенно, кстати,
незаслуженно. Очевидно, что ни в одном языке программирования ни одна команда
или директива не создается "просто так", все они несут какую-то функциональную
нагрузку. МЕТА-определители также могут быть весьма полезны. Об их пользе и пойдет
речь в данном разделе урока. МЕТА-определители записываются непосредственно в заголовке документа HTML между тегами <НЕАD> и после тега <ТITLE>. Существуют два разряда МЕТА-определителей, различающихся атрибутами и имеющих, соответственно, разное назначение. К первому разряду относятся определители, использующие атрибут NAME. Синтаксис их записи в общем случае таков: <МЕТА NАМЕ="значение1" CONTENT"значение2"> Первый МЕТА-определитель, который мы рассмотрим применительно к данному классу команд, записывается в коде http-документа следующим образом: <МЕТА NAME="description" CONTENT="краткое описание содержимого вашего сайта"> Эта директива применяется для облегчения и ускорения процесса индексации вашего ресурса поисковыми машинами. Дело в том, что большинство автоматических поисковых серверов, подобных AltaVista (http://www.altav1sta.com) или Yandex (http://www.yandex.ru), оснащены специальными программными модулями, отыскивающими во Всемирной сети web-страницы, соответствующие введенному пользователем тематическому запросу. В этом случае в динамически создаваемый поисковым сервером файл отчета включается либо информация, встречающаяся первой в тексте документа HTML, либо данные, указанные в теге МЕТА. Таким образом, наличие МЕТА-определителя многократно увеличивает шансы вашего ресурса попасть в первую десятку сайтов, которые "найдет" поисковый сервер по требованию пользователя. Разумеется, включение в код вашей web-страницы подобной директивы не гарантирует автоматической индексации страницы поисковым сервером. Для этого необходимо предпринять еще целый ряд действий, например, зарегистрировать ваш сайт в базе данных поисковой машины (о том, как это делается, мы побеседуем в одиннадцатом уроке). Следующая директива, которую я рекомендовал бы вам поместить в заголовок своей web-страницы, выглядит так: <МЕТА NAME="keywords" СОNТЕNТ="перечень необходимых ключевых слов через запятую"> Данный тег содержит перечисление ключевых слов, на которые, по вашему мнению, должны "реагировать" поисковые машины, включая ваш сайт в файл отчета. Не рекомендуется указывать в нем более тридцати ключевых слов под-ряд, равно как и записывать в МЕТА-определиеле с параметром "description" описание сайта объемом с "Войну и мир", поскольку многие поисковые серверы. СОВЕТ Поскольку ряд поисковых машин не учитывает регистр, в котором запи-саны ключевые слова, рекомендуется указывать в поле CONTENT оба варианта их записи: как в строчном, так и в заглавном регистре. Не сле-дует также излишне рассчитывать на абсолютную грамотность пользо-вателей Интернета, и если какое-либо из используемых вами ключевых слов имеет несколько возможных вариантов написания, лучше исполь-зовать их все (например, web-дизайн, weЬ-дизайн, вэб-дизайн, веб-ди-зайн, вэбдизайн, вебдизайн). Хорошим тоном считается указывать в ат- рибуте CONTENT описание сайта на русском и английском языках. Чтобы пояснить механизм обработки МЕТА-определителей поисковыми маши-нами, приведу простой пример. Предположим, ваш html-документ содержит следующие МЕТА-теги: <НЕАD> <ТIТLЕ>Разведение белых медведей в домашних условияхТIТLЕ> <МЕТА NAME="description" СОNТЕNТ="Сайт. посвященный особенностям разведения белых медведей в домашних условиях средней полосы России"> <МЕТА NAME="keywords" CONTENT="белые медведи. БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ, медведь". МЕДВЕДЬ. разведение. РАЗВЕДЕНИЕ, животные. ЖИВОТНЫЕ"> </HEAD> Теперь допустим, что пользователь, обратившись к ресурсам поисковой маши-ны набрал в поле тематического запроса фразу "белые медведи" и нажал кнопку "искать". Спустя несколько секунд среди списка других ресурсов Интернета, посвященных той же тематике, поисковый сервер выдаст следующий результат: Разведение белых медведей в домашних условиях. Сайт, посвященный особенностям разведения белых медведей в домашних условиях средней полосы России. http://www.Baш_aдpec.ru. Приблизительно ту же функцию играет МЕТА-тег, правила записи которого приведены ниже. Точно указать различия в механизме его действия по сравне-нию с предыдущими МЕТА-определиелями трудно, поскольку различные ис-точники дают на этот счет весьма несхожую, а иногда и просто противоречащую информацию. Можно предположить, что данная директива рассчитана на обра-ботку поисковыми серверами, имеющими отличный от стандартного алгоритм индексации html-документов: <МЕТА NAME="abstract" СONTENT="описание содержимого сайта и перечень ключевых выражений через запятую">В принципе данный тег используется на практике весьма редко, однако, если у вас возникнет желание включить его в код собственной web-страницы, вы мо жете смело поместить сюда описание, придуманное вами для записи в поле description соответствующего МЕТА-определителя. Но можно и проявить фан тазию, разнообразив текст несколькими новыми стилистическими оборотами. <МЕТА NAME="subject" CONTENT=" главная тема вашего сайта, выраженная одним-двумя словами"> Данный МЕТА-определитель указывает на тему, которой посвящена ваша стра-ница, что опять-таки важно для регистрации сайта некоторыми поисковыми серверами. <МЕТА NAME="page-type" СОNТЕNТ="тип. к которому относится страница"> Дать какие-либо конкретные рекомендации о правилах записи этого МЕТА-тега невозможно, поскольку каждая поисковая машина использует собственный классификатор ресурсов. В общем случае данная директива применяется с це лью автоматического занесения ссылки на ваш сайт в какую-либо тематическую рубрику поискового сервера. Наиболее "нейтральным", на мой взгляд, вариан том представления поля CONTENT указанного МЕТА-определителя является фраза "Information resource". <МЕТА NAME="distribution" CONTENT="Global"> <МЕТА NAME="rating" CONTENT="General"> Перед вами - два МЕТА-тега, определяющие область действия информации, представленной иа вашем сайте. Если опубликованные вами данные могут пред ставлять интерес только, скажем, для жителей острова Пасхи, значения этих директив можно изменить, во всех остальных случаях рекомендуется оставить их "как есть",поскольку любой другой вариант записи тегов может повлиять на индексацию вашего ресурса поисковыми серверами. <МЕТА NAME="titie" CONTENT-''Заголовок wеЬ-страницы"> <МЕТА NAME="page-topic" CONTENT="3a головок wеЬ-страницы"> Эти МЕТА-определители предназначены для поисковых машин, не умеющих работать с тегом <ТITLЕ>. В поле CONTENT данных директив можно скопиро вать текстовое содержимое, записанное вами в заголовке страницы. <МЕТА NAME="site-created" CONENT="Дата"> Указанный МЕТА-опрсделитель декларирует дату создания web-сайта, которая иногда отображается в файле отчета некоторых поисковых серверов в качест ве дополнительной информации о ресурсе. Дата записывается в формате МЕСЯЦ-ДЕНЬ-ГОД с ведущим нулем, например, 04-08-2000. <МЕТА NAME="expires" CONTENT="Дата"> Предполагаемая дата закрытия сайта, после которой упоминание о нем будет удалено из базы данных поискового сервера. Дата записывается в том же фор мате, что и дата создания страницы. <МЕTA NAME-"revisit" CONTENT>"N days"> <МЕТА NAME="revisit-after" CONTENT="N days"> Эти теги несут абсолютно идентичную функциональную нагрузку и указывают поисковому серверу, через сколько дней следует вновь обратиться к вашему ре сурсу для его переиндексации. Как правило, данные МЕТА-определители при меняют, если страница регулярно обновляется, причем эти обновления затраги вают ее тематическое содержание, указанное в других МЕТА-тегах. В таком случае включением данной команды в код HTML вы можете избежать утоми тельной процедуры повторной регистрации своего сайта в поисковых маши нах - сервер сделает это автоматически. Вместо ключа N в поле CONTENT данной команды подставляется любое целое число от 1 до 30. Эта директива запрещает поисковым машинам индексировать данную web-стра ницу. <МЕТА NAME="robots" CONTENT="NOFOLLOW"> Тег запрещает поисковому серверу следовать по гиперссылкам, установленым на данной странице. <META NAME="content-language" CONTENT="язык" Эта директива декларирует язык, на котором представлена опубликованная на сайте информация. В поле CONTENT вносится название языка, написанное в английской транскрипции, например "russian" или "english". Следует помнить, что при внесении ссылки на страницу в базы данных некоторых англоязычных поисковых серверов упоминание о русском языке в данном МЕТА-теге может повлечь за собой отказ от регистрации сайта. <МЕТА NAME="resource-type" CONTENT="document"> Указание на тип вашего ресурса. Рекомендуется оставить без изменений. <МЕТА NAME="audience" CONTENT=''all "> МЕТА-тег, определяющий аудиторию вашего сайта. Владельцы порносайтов, не заинтересованные в том, чтобы среди их посетителей встречались несовер шеннолетние лица, записывают в качестве значения поля CONTENT параметр "adults", однако необходимо учитывать, что большинство современных поиско вых систем, за исключением специализированных, не индексируют страницы с таким параметром. <МЕТА NAME="robots" CONTENT-"Index,all"> Указания на правила регистрации вашего ресурса поисковыми серверами. На пример, при указании в поле CONTENT параметра "all" будут проиндексиро ваны все документы сайта, при указании параметра "index" - только индекс ные страницы. <МЕТА NAME="Autor" CONTENT='Имя вебмастера. Copyright 2000"> <META NAME="Copyright" CONTENT=''Имя вебмастера, Copyright 2000"> Данные МЕТА-теги декларируют ссылку на авторские права, принадлежащие разработчику проекта. Эта информация отображается в файле отчета некото рых поисковых машин. <МЕТА NAME="reply-to" CONTENT=''адрес электронной почты"> Что же, настала пора переходить ко второму классу МЕТА-определителей, ис пользующих в своем составе директиву HTTP-EQUIV. В отличие от первого разряда МЕТА-тегов, имеющих чисто информационное назначение, теги второй категории играют определенную роль при передаче документов посредством протокола HTTP. Эти директивы используются для придания web-страницам некоторых примечательных свойств, которые в ряде случаев могут быть полез ны web-дизайнеру. <МЕТА HTTP-EQUIV="Refresh" CONTENT="N; URL=http://www.имя_сайта.ru/имя_страницы.html"> Включение такого тега в заголовок web-страницы обеспечит автоматический пе реход броузера по указанному в поле CONTENT адресу через N секунд. Данная функция, называемая "редиректом", или "перенаправлением" пользователь ского броузера на какой-либо ресурс, применяется в основном тогда, когда ваш сайт сменил адрес, переместился на другой хост. В этом случае на сервере со старым адресом размещается файл index.html, содержащий описанную выше директиву и соответствующую поясняющую надпись, например: "Извините, наш сайт переехал по адресу <адрес>. Через несколько секунд данная стра ница будет загружена автоматически". Иногда такая команда применяется так же для автоматического переключения пользователя с заглавной ("splash") на стартовую страницу сервера. Если этот МЕТА-тег записать в виде <МЕТА HTTP-EQUIV="Refresh" CONTENT="N">, текущая web-страница будет автоматически перезагружаться в броузер каждые N секунд. <МЕТА HTTP-EQUIV="Expires" CONTENT="Tue. 02 Jan 1996 01:00:00 GMT"> МЕТА-тег, определяющий дату "устаревания" страницы для протокола HTTP. Зачастую в данной директиве указывают заведомо устаревшую дату: такой под ход позволяет избежать кэширования документа на диск. ПРИМЕЧАНИЕ Большинство броузеров сохраняют загружаемые из Интернета html-до кументы в специальную папку на жестком диске пользовательского ком пьютера и при повторном обращении к сайту открывают эту web-стра ницу уже с винчестера, что позволяет значительно сократить время ее считывания. Данная процедура называется "кэшированием". Избежать нежелательного кэширования можно указанным выше способом. <МЕТА HTTP-EQUIV="Content-type" CONTENT="text/html; charset=KOI8-R"> С помощью этого тега осуществляется жесткая установка так называемого "чар сета", или пользовательской кодировки страницы. Встретив в заголовке доку мента такую команду, пользовательский броузер автоматически переключается на заданную в теге кодировку. Использовать данный МЕТА-определитель сле дует крайне осторожно. Одной из самых распространенных ошибок начинаю щих web-дизайнеров является представление на сервере html-документов не в той кодировке, которая указана в МЕТА-теге. Результатом становится полная нечитаемость подобной страницы в броузере, а сама эта ошибка считается в сре де web-мастеров верхом непрофессионализма. Более того, практически все со временные http-серверы поддерживают функцию автоматического изменения кодировки документов в зависимости от установленных в пользовательском броузере предпочтений. Жесткая привязка страницы к какой-либо одной коди ровке методом указания в ее заголовке чарсета может привести к превращению содержащегося в ней текста в малоаппетитную на вид кашу. В случае когда вы используете в своем проекте принудительный выбор кодировки, при ее смене происходит, как правило, то же самое. Поэтому от использования данного МЕТА-тега, по крайней мере на начальном этапе, лучше всего отказаться. Разумеется, применение МЕТА-определителей в html-документе - дело абсо лютно добровольное. Включать ли в состаи web-страницы какие-либо МЕТА-те ги, и если да, то какие именно, - решать вам. |